Школа пестования
Основной миссией «Школы пестования» является создание среды для бытования музыкальной культуры с опорой на принципы народной педагогики.
Особенностью музыкальных занятий в городе является их организация не дома, а на студийной площадке. Поэтому возрождение и использование многих игровых приёмов и жанров возможно лишь в форме «филогенетической театрализации».
Цели занятий:
— обмен энергией и информацией с детьми и родителями;
— тренинг адаптационных механизмов (голосовая, двигательная и коммуникативная деятельность);
— раскрытие базовых способностей через пространственную, телесно-двигательную, музыкальную, вербальную и коммуникативную деятельность;
— выявление доминирующих способностей и их реализация.
Музыка и музыкальные занятия в раннем детстве
«С трудом можно себе представить весь объём информации, то множество знаний и навыков, которое обретает ребёнок, чтобы ориентироваться в мире — жить в нём. Взрослые помогают детям. Народная педагогика выработала свои традиционные правила. Удивительно, что они точно соответствуют законам физического и интеллектуального развития ребёнка и составляют своего рода систему»(В.П.Аникин).
« Многолетнее пренебрежение народной культурой, отказ от использования её педагогического, эстетического, духовного потенциала сыграл значительную роль в развитии кризиса национальной идентичности, в которой оказалось современное общество. Процессы « духовной мутации» общества, отчуждённого от корневых основ культуры своего народа, в дальнейшем могут привести к искажению самой природы культуры, её духовно- созидательных начал.
Ещё в 60-70 г.г. ХIХ века К.Ушинским была разработана национальная теориявоспитания, использующая воспитательные и развивающие приёмы народной педагогики, закреплённые в жанрах детского фольклора. Именно такая система воспитания учитывает древнейшие врождённые мифологические представления человека о мире, «коллективное бессознательное»т.е. национальные архетипы.
Вместе с фольклорными текстами ребёнок усваивает основные мифологемы,обладающие особым психологическим воздействием (настройка на ту или иную форму восприятия, способность к эмпатии), выполняющие социальную роль (задающие принципы взаимоотношений, нормы поведения в различных ситуациях и др.), составляющие этногенетическую функцию (причастность индивида к истории, судьбе этноса, коллективной этнической памяти и сознанию). Кроме того, произведения детского фольклора хранят в себе национальный музыкально-генетический интонационный код, определяющий речевое интонирование и влияющий на формирование психофизиологического благополучия ребёнка.
Востребованность детского фольклора как комплексной педагогической системы подчёркивают следующие факторы, представляющие собой свойства традиционной культуры и отвечающие требованиям современного образования:
- Параллелизм процессов онто- и филогенеза, являющийся оптимальным обоснованием необходимости и значимости этномузыкального воспитания для развития ребёнка (К.Орф).
- Возрастная дифференциация жанров детского фольклора, учитывающая психофизиологические закономерности развития и возрастные особенности детей и помогающая формировать необходимые для каждого возраста навыки и умения. Музыкальные жанры детского фольклора появляются в жизни ребёнка в определённой последовательности, решая воспитательные задачи, актуальные для каждого конкретного возрастного этапа, заключая в себе эталоны отношения к миру и к окружающим людям и представляя собой природосообразные формы педагогического воздействия.
- Синкретичность природы фольклора, которая основана на изначальном единстве словесных, музыкальных, кинетических и изобразительных свойств и форм выражения (кодов культуры), оказывается чрезвычайно близкой детским формам самопроявления и коммуникации и обладает высокой эффективностью формирования многоуровневости и комплексности восприятия.
- Доступность детского фольклора, подтверждающая параллелизм процессов онто- и филогенеза, делает его уникальным и универсальным материалом для ребёнка.
- Креативность народной культуры. По своей сути это — самодеятельная, многовариантная и многофункциональная модель, основывающаяся на корреляции понятий «вариант и традиция», «личность и коллектив». Атмосфера товарищества, содружества, взаимопонимания создаёт благоприятные условия для гармоничных межличностных отношений, обеспечивает реальную свободу для индивидуального самовыражения в полной гармонии с окружающим обществом, предоставляя ребёнку возможность яркой личной реализации в рамках общего проекта»(С.А.Жилинская).
«В традициях каждого народа многими веками накапливался опыт выращивания здорового ребёнка. Этот опыт- объективная ценность, представляющая собой самобытную целостную систему гармоничного воспитания ребёнка. Возрождение этого опыта – значимое явление нашего времени»(И.Сафарова)
Особенностью музыкальных занятий в городе является их организация не дома, а на площадках дополнительного образования детей. Поэтому возрождение и использование многих игровых приёмов и жанров возможно лишь в форме «филогенетической театрализации»(Д.Кирнарская?). Основной миссией таких площадок является организация среды для бытования музыкальной культуры с опорой на принципы народной педагогики.
Цели занятий:
— обмен энергией и информацией с детьми и родителями;
— тренинг адаптационных механизмов (голосовая, двигательная и коммуникативная деятельность);
— раскрытие базовых способностей через пространственную, телесно-двигательную, вербальную и коммуникативную деятельность:
— выявление доминирующих способностей.