Явление ОРФ-педагогики в системе музыкального воспитания
Н.Б. Лобанова
Преподаватель Томского областного музыкального колледжа им.Э.В.Денисова, руководитель Орф-центра, г. Томск
Т.Б. Стукалова
Преподаватель Томского областного музыкального колледжа им.Э.В.Денисова, г. Томск
«Не в том дело, что способности
проявляются в деятельности, а в том,
что они создаются в этой деятельности».
Б.М.Теплов
Среди современных направлений в музыкальной педагогике всё более заметным становится явление Орф-педагогики.
Орф-педагогика зародилась в Германии еще в 30-х годы XX века, когда у баварского музыканта и драматурга Карла Орфа возникла идея и необходимость воспитания актёра-универсала, способного максимально полно воплотить художественный замысел его произведений. Поначалу идея получила развитие в «Школе нового танца», которой он руководил совместно с танцовщицей Дороти Гюнтер.
С 1961 года в Австрии в Высшей школе музыки и изобразительного искусства «Моцартеум» (г. Зальцбург) открылось отделение по музыкально-двигательному воспитанию, методической основой которого стала Орф-педагогика. В 1962 году там же Орфом создан Институт музыкального воспитания, который стал крупнейшим интернациональным центром подготовки музыкальных воспитателей для дошкольных учреждений и общеобразовательных школ. На данный момент это учебное заведение, где получают образование педагоги со всего мира, и, одновременно, «культурная точка», где для совместного музицирования и музыкально-двигательного развития собираются люди разных возрастных групп и уровней подготовки.
Система Орфа распространилась во многих европейских странах в США, Латинской Америке, Канаде, Японии, в некоторых странах Африки.
Движение Орф-педагогики в России началось в 1989 году, когда учитель музыки из с. Варна Челябинской области Вячеслав Александрович Жилин организовал семинар-практикум для педагогов-музыкантов. Он щедро поделился новым игровым материалом и методическими приёмами его освоения, которые педагог внимательно изучил в Орф-институте в Зальцбурге. Для многих участников семинара это стало настоящим профессиональным открытием и новым импульсом к творческой работе с детьми. В Москве популяризацией этого направления среди педагогов России активно стал заниматься Илья Михайлович Подкаминский.
Тот период в нашей стране характеризовался активизацией инновационных процессов в сфере музыкально-эстетического воспитания и образования. На тот момент (23 года назад) основные идеи Орф-педагогики вызвали интерес у тех российских педагогов, которые понимали, что встала острая необходимость решения следующих проблем музыкального воспитания:
— снижение эффективности авторитарного подхода в музыкально-эстетическом воспитании;
— потеря интереса учащихся ДМШ к занятиям;
— низкий уровень профессиональных знаний и творческой активности педагогов;
— ослабленное психофизическое здоровье многих детей;
— неэффективные, как правило, репродуктивные способы повышения профессиональной квалификации.
Благодаря организаторскому таланту В.А. Жилина, который стал президентом «Российского музыкально-педагогического Орф-общества», Орф-семинары стали проходить регулярно, причем раз в два года – с приглашением ведущих педагогов Орф-института. На Международном семинаре в 1994 году педагог из Финляндии Сойли Перкио показала материалы своей работы с детьми раннего возраста (от 6 месяцев), что послужило импульсом для развития целого направления в российской музыкальной педагогике. В Томске это направление заработало уже в 1994 году. С каждым семинаром черты «Орфовской» концепции становились яснее. Огромным подспорьем в освоении Орф-педагогики стали исследования Л. Баренбойма и О. Леонтьевой, в которых авторы последовательно освещают жизненный и творческий путь Карла Орфа, черты его педагогической концепции.
В основе творческого метода Карла Орфа – развитие музыкальных способностей через импровизацию, свободное музицирование в сочетании с элементами пластики, хореографии, театра. Орф предлагает вернуться к эстетическим ценностям прошлого, исследует истоки музыкальных способностей. Итак, основные положения орфовской педагогической концепции известны:
— филогенетический подход к музыкальному воспитанию и реализации способностей;
— интеграция музыки, движения и речи, происходящая из синкретизма первобытного искусства;
— понимание первичности художественной идеи, то есть в начале идея, а затем средства для её воплощения;
— сначала практика, затем теория;
— не авторитарные отношения учителя и ученика;
— необходимость рефлексии.
В основе идеи о «филогенетической театрализации» процесса музыкального воспитания убеждение в том, что человек в процессе своего развития (в детстве) проходит постепенно основные стадии развития человечества.
Изучение эстетических ценностей прошлого подводит к двум основным направлениям исследований:
1) исследование традиций народной педагогики;
2) изучение музыкальных способностей человека (чувство ритма, интонационный слух и т.д.).
Вспоминая ощущения и потребности из собственного детства, Карл Орф жаждал создать живой, нескучный способ обучения детей музыке. Для детского сознания и творчества характерной чертой является синкретизм, то есть нерасчлененность нескольких видов деятельности: игровой, музыкальной, имитационной, импровизационной, изобразительной, танцевальной. Под синкретизмом в антропологии и этнографии имеют в виду нерасторжимое единство всех искусств в художественном действии древних народов, а также определенный уровень развития художественной культуры. И как раз в традиционной народной культуре, в обрядовых действах танец, песня, драматическое построение, наговоры, имитация трудовых жестикулярно-мимических действий неотделимы друг от друга. Орф пытался проникнуть в тайны природной музыкальности и в своих поисках обратился к архаичным формам культуры, к фольклорному материалу, доступному и простому. «Чем более склонно искусство возвращаться назад, к своим истокам, тем выше становятся его шансы выжить», — считает Орф. Он стремился создать условия для восприятия детьми в будущем разнонациональной музыки прошлого и настоящего, воспитать «открытый миру» слух и вкус.
Один из тезисов Орф-педагогики: «от практики к теории» не выдуман, а взят непосредственно из жизни и относится не только к учащимся, но и к педагогам. Именно в процессе практики, активной деятельности появляются вопросы, формируется мотивация к поискам ответов, рождаются теории и классификации.
Российский педагог И.М. Подкаминский, активно организовывавший Орф-семинары в Москве, высказал положение о необходимости установления определенного взгляда на своё педагогическое сознание и свою профессиональную деятельность, о необходимости установить некий стиль педагогического мышления. И более того, каждый «педагог – это практикующий философ». Важно определиться, какую педагогическую философию я принимаю и собираюсь практиковать.
Орф-педагогика как определенная философия педагогического сознания по-своему отвечает на следующие вопросы:
— какое значение имеет музицирование в жизни ребенка и в моей жизни?
— что такое Орф-подход, кто такой Орф-педагог?
— каким должен быть урок, как сделать занятие интересным и полезным?
— что такое музыкальные способности, и какова природа ритмического и интонационного слуха?
— какими должны быть содержание и форма музыкального воспитания и образования?
— в какой форме и мере передавать современному ребенку народную культуру?
Размышляя об эстетических ценностях прошлого и наблюдая процессы, происходящие параллельно с Орф-движением, мы понимаем необходимость возрождения традиций народной педагогики. Замечательный педагог Светлана Жилинская пишет: «Многолетнее пренебрежение народной культурой, отказ от использования ее педагогического, эстетического, духовного потенциала сыграли значительную роль в развитии кризиса национальной идентичности, в котором оказалось современное общество. Процессы «духовной мутации» общества, отчужденного от корневых основ культуры своего народа, в дальнейшем могут привести к искажению самой природы культуры, ее духовно-созидательных начал. … Произведения детского фольклора хранят в себе национальный музыкально-генетический интонационный код, определяющий речевое интонирование и влияющий на формирование психофизиологического благополучия ребенка». В народной культуре красота неотделима от пользы, а польза от красоты. Сейчас в нашей стране ощущается острая необходимость возрождения национального самосознания, просыпается «культурный голод» и тяга к прошлому народа, к его традициям. Использование фольклорного материала на всех этапах музыкально-эстетического воспитания является мощным средством, способствующим этому процессу.
На формирование педагогического сознания «практикующего философа» огромное влияние оказывают встречи и общение с мастерами. Нам повезло общаться с такими уникальными личностями и педагогами, как Вячеслав Жилин, Илья Михайлович Подкаминский, Сойли Перкио (Финляндия), Мануэла и Михель Видмер, Леонардо Ривейро, Даг Гудкин, Барбара Хазельбах, Ульрика Юнгмайер, Поло Валейо, Хольгер Мауте, Юдит Кирш, Эрнст и Кристиана Виблиц (Австрия), а также наши знаменитые соотечественники Татьяна Потехина, Светлана Жилинская и Дина Кирнарская. Общение с ними не только пополняет копилку педагогических приемов и методов, но и вдохновляет на творчество и на поиск нового и эффективного.
Итак, Орф-педагогика существует в России более двадцати лет. Важно заметить, что в настоящее время основные положения Орф-педагогики совпадают с новыми требованиями и направлениями развития общеэстетического и музыкального образования в нашей стране. Многие российские педагоги выбрали это направление как основу своей профессиональной деятельности.